• artcultivator

Ольга Кирсанова: В России с коллажем все в порядке

Пост обновлен авг. 13

Artcultivator и сообщество российских коллажистов «Режь да клей» провели первую совместную выставку-продажу в группе artFIXprice в Facebook. Очарованный всем этим Artcultivator не смог не поговорить с куратором выставки Ольгой Кирсановой про коллаж, его дар, проклятье и «продажность», а также про то, легко ли быть тем, кто режет да клеет.

© Ольга Кирсанова, коллаж

Оксана Царевская: Коллаж относительно молод, несмотря на легенду о том, что изобретен он в Китае вместе с бумагой. Все-таки в художественный оборот коллаж ввели Брак с Пикассо немногим более 100 лет назад. Именно тогда произошла его лигитимизация в большом искусстве. А вот как коллаж появился в жизни инженера Ольги Кирсановой?


Ольга Кирсанова: Технически, инженером я так и не поработала, после окончания института, при всей любви ко многим изученным предметам, я не могла даже представить, куда можно пойти работать.

Я сидела в обнимку с дипломом и совершенно не понимала, как это всё приложить к своей жизни. Поэтому решила выкинуть финт ушами и пошла переучиваться на фотографа, ибо не выпускала фотоаппарат из рук с подросткового возраста. Дальше понеслось: работа фотографом, бильд-редактором, какие-то свои проекты разной степени странности, теперь вот уже почти 5 лет занимаюсь «Режь да клей».

А когда и как коллаж появился в моей жизни, точно сказать не могу. Недавно пересматривала свой школьный выпускной альбом и нашла там коллажи из своих фотографий, правда, тогда я не знала, что это такое. Вообще, воспоминания о коллажах в жизни у меня присутствует вспышками. Вот я осваиваю фотошоп и делаю бессмысленные и туповатые коллажи из событий в моей жизни. Вот я дарю нос Аль Пачино странной птице, слепленной из циферблатов. А вот я уже на своей предпоследней работе обклеиваю всю стену коллажами из фотографий с заседания мэрии, где вместо глав департаментов – гигантские коты. Все хохочут, но просят стеночку прибрать к посещению людей из этих самых департаментов. Видимо, коллаж был со мной всегда, но я его никогда не выделяла как нечто особенное, что можно нести как флаг. До 2015 года, когда создала «Режь да клей».

«Несерьёзность» коллажа – это его дар и проклятие одновременно»

ОЦ: Когда речь заходит о коллаже, каждый может вспомнить личный детский опыт «очумелых ручек». Это прекрасно, с одной стороны. Но с другой, влияет на отношение к коллажу. Вот если перед тобой предстанет не утонченный эстет, в коллекции которого найдется пара ручных коллажей и даже зин, а обычный нормальный человек, как ты сможешь объяснить ему, почему коллаж – это круто?


ОК: Коллаж позволяет любому человеку вернуться к своим творческим корням, потыкать в них палочкой, расшевелить и развиться. Люди не воспринимают коллаж так серьёзно, как рисование, поэтому им проще начать что-то делать. «Несерьёзность» коллажа – это его дар и проклятие одновременно.

Когда мы готовились к фестивалю, то осознали весь масштаб бедствия. Потому что при слове «коллаж» у обычного человека всплывает в голове образ рамок для фотографий, уклеенных ракушками, 4 картинки рядом в Инстаграме, детские ладошки, вырезанные из газеты, а то и вовсе «коллаж желаний». И очень трудно объяснить, что то, чем мы занимаемся, вообще не имеет к этому всему отношения.

Сейчас я действую так: показываю человеку крутой коллаж. Если он впадает в восторг, то это наш человек. Если же он хмыкает и говорит: «Мой сын тоже так может», то я не буду ему ничего объяснять, это бесполезно и бессмысленно.


© Ольга Кирсанова, коллаж

ОЦ: Коллаж, по-твоему, все-таки искусство? А коллажист – это художник?

ОК: Скажу так: не всякий коллаж – это искусство. У коллажа очень низкий порог входа и безумно высокий потолок. Вырезать и приклеить фигуру из каталога «Пятёрочки» или «Вога» может каждый человек с руками любой кривизны. Но многие дальше этого не идут. И, конечно, они имеют на это право и могут сколь угодно долго этим и ограничиваться. Их даже могут хвалить и устраивать им выставки. Но это не превращает их коллажи в искусство. Зато они становятся чертовски уверенными в себе, бравируют тем, что их хвалит тётя Катя, очень сильно удивляются и предъявляют претензии, когда мы не берём их на наши выставки и в другие проекты. Я ратую за то, чтобы человек, взявшийся за коллаж, постоянно пробовал что-то новое, смотрел по сторонам и оттачивал свои ножницы и уровень. Художник ли коллажист? Безусловно.

© Ольга Кирсанова, коллаж

Меня очень увлекает идея, что из одних и тех же фотографий разные люди могут сделать абсолютно разные коллажи. Одно время на своих воркшопах в разных городах я давала людям две фотографии, и каждый делал коллаж только из них. И при одинаковых исходниках это всегда были абсолютно разные истории и разные подходы к нарезке и использованию материала. Кто-то выдавал реальные шедевры, кто-то просто что-то лепил. Мы устраивали смотры, где каждый рассказывал свою историю. И это всегда было весело и увлекательно.

Я это всё к тому, что такое упражнение наглядно демонстрирует, насколько мы все разные и по-разному мыслим. Может быть, даже через такие хиханьки и хахоньки мы начинаем терпимее относиться к мировоззрению других людей.

По итогам такого упражнения мы даже сделали коллажный зин «Мужчина и женщина»


ОЦ: За что еще любишь коллаж? Ведь не только за парадоксальность, за все эти «случайные встречи на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»?

ОК: Про случайные встречи я вообще узнала лишь недавно. У меня нет художественного образования, история искусств не впиталась в меня с молоком матери, поэтому я занимаюсь постепенным самообразованием, которое никогда не закончится. А рисую я как 5-летнее дитя, и мне нравится такое каля-маля.

Помимо подоплёки с творческим началом я люблю коллаж всем сердцем за хохот и веселье. Не все так к нему относятся, но лично для меня важно, чтобы от моих работ из недр человека вырывались хихиканья.


© Ольга Кирсанова, коллаж

ОЦ: О хохоте. Пожалуй, я не могу вспомнить несмешных коллажей. Видела очень смешные, странно смешные, пугающе смешные, наконец, скучновато смешные… Но не видела серьезных и, тем более, печальных. Они существуют вообще или сама природа коллажа не предполагает «серьезного выражения лица» автора? ОК: О, нет! Очень многие художники делают свои коллажи на абсолютно серьёзных щах, без малейшего намёка на веселье в работе, закладывают туда серьёзные смыслы или думают, что заложили, надувают щёки и выставляют на продажу в онлайн-галерею Saatchi или устраивают выставки, где все, тоже с надутыми щеками важно цокают языком и попивают шампанское. Есть множество коллажистов, работающих с абстракцией, в которой особо-то и не повеселишься. Фотографы, работая с семейными архивами, используют коллажи в своих фотокнигах и там тоже зачастую не до смеха, скорее нежность, грусть, ностальгия, когда как.

Веселясь в коллаж проще всего зайти, особенно тем, кто боится пробовать что-то творческое. Сделал смешно – расслабился, получил удовольствие, хочется ещё. Как наркотик. Люди наигрываются веселушками и кто-то хочет пойти дальше, начинает учиться и случается прорыв и рост. Обожаю такие случаи.


ОЦ: Кстати, коллаж - это все-таки «режь да клей» или еще и «cut and paste». Другими словами, бумажный коллаж или цифровой? К чему больше лежит душа, и тянутся руки у тебя лично?

ОК: Да если на чистоту, то мы до сих пор спорим, где тонкая грань между коллажем и аппликацией. Даже хотели такие дебаты на фестивале провести, но почему-то забыли. Кто-то вообще сбивает гвоздями палки с фанерой и это тоже считается коллажем. Я лично признаю как бумажный, так и цифровой коллаж. Больше, конечно, люблю бумагу, ибо, как я недавно установила, питаюсь от бумаги энергией, и вообще, всегда приятно чувствовать материал и видеть физические результаты труда.

Но и на цифру нельзя забивать. Это два вида коллажа, каждый из которых может пригодиться для решения конкретной задачи. Я вообще часто смешиваю, делаю бумажные заготовки, сканирую, а сборку провожу уже в фотошопе.


© Ольга Кирсанова, коллаж

ОЦ: А может коллаж, по-твоему, носить исключительно декоративную функцию? Или без высказывания, метафоры и смысла коллаж превращается во что-то иное?


ОК: Очень многие, особенно начинающие коллажисты, вкладывают слишком много смысла в свои работы, настолько много, что их коллажи превращаются в бессмысленную кашу, и чтобы никто не подумал, что там нет смысла, они закрепляют это всё названием «в лоб». Кто-то не может представить себе коллаж без смысла, то есть, нельзя просто что-то взять и склеить. Сначала обязательно нужно придумать, что ты хочешь сделать и сказать миру, и лучше предварительно набросать эскиз. Вот на заре всего, когда я делала дурацкие коллажи про друзей, я, конечно, очень много смыслов вкладывала. Сейчас мне это не сильно интересно. Смыслами и метафорами изначально я занимаюсь только в случае создания работы на заказ, да и то с заказами я завязала. Делая коллаж для себя, я иду от материала, что меня захватит сегодня, то и станет коллажем. Как обычно, это происходит с коллажем, даже если ты ничего не имел ввиду как художник, кто-нибудь что-нибудь своё там обязательно разглядит и скажет: «Аааа, вот ты о чём!». Или через некоторое время вдруг увидишь, что ты изобразил какое-то давно забытое травмирующее событие, и оно вылезло в коллаже. У меня так было несколько раз и всегда это были очень смешные работы. Конечно, если ты работаешь иллюстратором, то тут однозначно нельзя просто лепить всё подряд, именно тут метафоры и смыслы берут своё.


ОЦ: Коллажем занимаются и любители, и профессиональные художники, иллюстраторы, дизайнеры. Есть разница в подходе?

© Ольга Кирсанова, коллаж

ОК: Могу сказать, что профессиональные художники, особенно старой закалки, воспринимают коллаж в основном как нечто всё-таки нарисованное с вкраплением всё той же пресловутой газеты Пикассо. И это почти всегда натюрморты, как будто рядом стоит суровый учитель из детства и юности и не разрешает рисовать ничего, кроме этих самых натюрмортов. Либо они делают абстрактные коллажи из собственноручно созданных текстур. И всё это серьёзно. И там нет никаких фотографий, веселья и абсурда. Дизайнеры и иллюстраторы более гибкие и игривые, если так можно сказать.


ОЦ: Первыми в России на коллаж обратили внимание Малевич, Лентулов, Татлин. Но они скорее расширяли свой инструментарий. Потом были Александр Родченко, множество отличных советских мастеров плаката и книги, андерграундные художники в советское время также обращались к коллажу. Анатолий Брусиловский одним из первых в СССР взглянул на коллаж не с утилитарной точки зрения, а как на самостоятельную художественную практику. Этот ряд в истории российского коллажа, конечно, неполный. Дополни, пожалуйста, своими героями. Чей вклад, по-твоему, особенно ценен?


ОК: Я совершенно порабощена киноафишами братьев Стенбергов и считаю их работы абсолютными произведениями искусства, несмотря на их утилитарность. Из более поздних товарищей мне нравятся коллажи Вагрича Бахчаняна. Безусловно, большой вклад в коллаж и ассамбляж внёс Сергей Параджанов. Я не ярый поклонник Маэстро, но его вклад не отметить нельзя. Долгое время я видела его работы лишь с мониторов различных устройств и прониклась ими только после посещения музея Параджанова в Ереване. Ни одна фотография не даёт почувствовать его работы полностью, особенно ассамбляжи, и только встреча с ними в реальности помогли мне наладить с его творчеством, не побоюсь этого слова, связь.

© Олег Грачев, "Услуга за услугу", коллаж, 1977

В 60-80 годах прошлого века в СССР выходило много журналов с коллажными иллюстрациями. Я изучала эту тему, пересмотрела сотни журналов и нашла там много прекрасного. К сожалению, по неизвестной мне причине множество восхитительных коллажей публиковались без указания авторства, поэтому дополнить доску почёта их именами я не могу.

Ну и сюрприз-сюрприз, один наш участник входит в ту плеяду журнальных иллюстраторов, но его имя мы знаем и не скрываем. Это Олег Грачёв, самый взрослый коллажист в нашем сообществе. Когда я была относительно маленькой и ничего не знала про коллаж, я уже видела его работы на обложках «Огонька». Вот такая временная загогулина.

«И тогда у меня полностью открылась коллажная чакра»

ОЦ: Наконец, про твое детище. Пять лет назад ты основала сообщество российских коллажистов «Режь да клей». Что тогда случилось?

ОК: 6 лет назад после воркшопа Эллен Вайнштейн в Москве у меня наконец полностью открылась коллажная чакра, и я решила перестать делать коллажи про друзей, а начать делать что-то более общее, и конечно же, весёлое, что будет понятно и смешно не только трём персонам, знающим контекст. Примерно через год я начала страдать, что у меня нет таких же повёрнутых единомышленников, никаких коллажных встреч в Москве не происходит, а чтобы найти российских коллажистов в интернете, нужно сильно попотеть. По запросу «русские коллажисты» Google выдавал «возможно, вы имели ввиду «русские пейзажисты». И подсовывал пейзажи. А в инстаграме зарубежные товарищи выкладывали фотографии, как они собираются с друзьями в баре и наклеиваются по самое не балуйся. Конечно, я пускала слюни на такие фотографии. Через какое-то время смутная тоска сформировалась в концепцию, и я решила взять инициативу в свои руки. И в конце 2015 года официально огласила основание сообщества российских коллажистов «Режь да клей», создала сайт и начала искать днём с огнём коллажистов по всей стране и проводить коллажные встречи в Москве.

Название проекта родилось от международного хештега для коллажистов #cutandpaste. Мне очень хотелось добавить русского колорита. У меня на холодильнике несколько лет висит открытка неизвестного происхождения, я называю её «пособие по счастливой семейной жизни». На ней жена обнимает мужа, а вокруг надпись: «Хвалить да кормить, кормить да хвалить». И вот это «да» такое прекрасное, что было перенесено в название сообщества. К сожалению, эта изюминка теряется при переводе на английский, но что ж. Наше название «Режь да клей» само по себе и манифест, которого у нас нет, и призыв к действию, и инструкция по применению.

© Ольга Кирсанова, коллаж

ОЦ: Сейчас в «Режь да клей» 47 авторов из 19 городов. Это все коллажисты Российской Федерации или кто-то еще не посчитан?


ОК: Вообще, география сообщества приближается к 60 городам РФ и зарубежья разной степени удалённости. Это города проживания наших официальных участников, места, где мы проводили свои выездные воркшопы, принимали участие в выставках, и где народ присоединялся к нашим междугородним коллажным гульбищам и организовывал в честь этого встречи.

Ещё год назад у нас на сайте было размещено портфолио около 80 коллажистов со всей России и стран СНГ. Это был период «Чебурашка ищет друзей». Я принимала в сообщество практически всех, кто присылал заявку, кого-то звала сама. Но через несколько лет поняла, что многим это всё не надо. Кто-то даже не помнил, что его портфолио висит у нас, эти люди не принимали никакого участия в наших мероприятиях как очных, так и заочных, они не отвечали на письма, кто-то вообще побаловался коллажами и уже забросил. Кому-то и вовсе нужна была только публикация на профильном ресурсе. Мало кто из участников где-либо упоминал, что является членом «Режь да клей», как будто этот факт умаляет их достижения. У меня было ощущение, что некоторые думают, что они вступают в некую организацию с мешком золота за плечами, связями в высших кругах и им сейчас посыплются выставки, продажи и мастерская в центре Москвы. А не получив всего этого, они остывали и забивали.

Я долго страдала и стеснялась об этом говорить, но потом окончательно сформулировала для себя, что я строю и с кем хочу это строить. Всё это прописано на сайте (оно там и раньше было, просто особо никто не вчитывался), и мы с нашим прекрасным секретарём Настей Рязанкиной (да, мы почти как взрослые, у нас есть учёный секретарь) разослали всем членам письма, напомнили, что они наши участники, спросили, с нами они или нет. А по итогам переписи отвалилась половина душ. Но основной костяк коллажных активистов остался, чему я очень рада. Он здесь.


ОЦ: И теперь сложно стать членом «Режь да клей»?

ОК: Сейчас мы продолжаем принимать новых коллажистов, которые разделяют нашу миссию, задачи и влюблены в коллаж. Вообще, я считаю участниками сообщества не только тех, чьё портфолио официально размещено на сайте, но и тех, кто постоянно принимает участие в нашем веселье. Я слежу за ростом и развитием этих людей, а потом приглашаю оформить наши отношения официально, если у них есть желание.

© Ольга Кирсанова, коллаж

Помимо сайта у нас есть соцсети, в которых разворачивается основное взаимодействие и подстрекательство к коллажу неповинных граждан. Самая активная площадка - это Инстаграм, где мы проводим все опен-коллы и прочее веселье. Кто-то выходит на наш сайт через поисковики, кого-то заманивают друзья. Мы освещаем нашу деятельность и активность настолько широко, насколько хватает сил. А сайт «Режь да клей» по сути единственное издание о современном российском коллаже. Чтобы вступить в сообщество, нужно заполнить заявку на сайте и приложить своё портфолио. Теперь у нас есть худсовет, мы рассматриваем каждого кандидата со всех коллажных сторон. Плюс особое внимание я уделяю условному мотивационному письму – рассказу о себе, что человек ждёт от сообщества и что может и хочет ему дать. Зачастую по этому коммюнике видно, что товарищу надо на самом деле и сможем ли мы с ним сварить кашу.

Некоторые наши участники создают клубы и мастерские в своих городах. И я очень этому рада, чем больше таких клубов появится в РФ, тем шире станет наша коллажная сеть. Сейчас я работаю над «Настольной книгой коллажиста», которая поможет всем желающим не только освоить коллаж, но и создать в своём городе коллажную ячейку.


ОЦ: Кроме ученого секретаря у вас и международный департамент имеется?


ОК: Помимо общения внутри страны, мы поддерживаем отношения с зарубежными коллажистами и их сообществами. В 2018 году мы принимали в Москве международный проект The Collage Garden и сделали большую выставку в Саду Баумана. На протяжении 5 месяцев я вела инстаграм проекта и рассказывала международному коллажному сообществу про российские города и обитающих в них художников.

Фото с выставки The Collage Garden, 2018


Наши товарищи принимают участие в международных проектах и челленджах. Например, в Februllage, который проводят каждый февраль The Scandinavian Collage Museum и Edinburgh Collage Collective. В еженедельных вызовах Paris Collage Collective. Четверо, включая меня, этим летом приняли участие в фестивале коллажа KAOS в cловенском городе Крань. В начале лета мы затеяли обмен материалами и коллаборацию с коллажным сообществом из Колорадо The Rocky Mountain Collage Society, но Почта России разрушила наши планы, и бОльшая часть отправленных материалов с конца июня лежит мёртвым грузом на российской таможне и, дай бог, будет отправлена, когда восстановят пассажирскую авиацию.

Так что мы ветвим свои щупльца не только на территории нашей необъятной страны, но и закидываем их по миру и весьма успешно.

«Мы в авангарде коллажных фестивалей»

ОЦ: Ты первая в России сделала фестиваль коллажа. Он прошел в прошлом году. Ты собирала деньги для него на краудфандинговой платформе. Почти месяц в галерее «На Песчаной» шли воркшопы, интенсивы, лекции, круглые столы и выставка. Удачным оказался опыт?


ОК: Так как до этого коллажных фестивалей у нас не было, и сравнивать не с чем, то я считаю, что это был очень удачный опыт. Местами болезненный, но очень познавательный. В принципе, всё прошло по программе, которую я себе в голове и представляла за минусом наличия спонсорских денег, из-за чего мы не смогли реализовать некоторые штуковины, ужимались во всём и до последнего момента я не знала, насколько глубоко уйду финансово в минус.

Фото с выставки фестиваля "Режь да клей", 2019


Вообще, я очень горжусь фестивалем. Во всём мире фестивалей коллажа кот наплакал. Самый древний будет проходить в этом году 7-й раз. Это международный фестиваль, который каждый год устраивают в новой стране. И коллажисты, выставляющие там свои работы должны обязательно на нём присутствовать. Ещё один фестиваль проходит с 2018 года в Новом Орлеане и организуется канадским журналом Kolaj, в этом году они ушли в онлайн по понятным причинам. Третий фестиваль – это уже упомянутый KAOS в Словении, тоже проходит третий год подряд. Они дождались послабление безумия и провели его офлайн, как положено. Ещё один фестиваль проходил в прошлом году в первый раз в Мексике. Было у них что-то в этом году, я не отследила. В этом году ещё должен пройти коллажный фестиваль в Европе, но я наглухо забыла название и страну, посему не могу найти информацию.


И вот мы находимся практически в авангарде коллажных фестивалей. Плюс у нас большая длительность самого действа, выставка, участие в которой приняли 59 коллажистов и огромная образовательная программа, которой ещё ни у кого не было. За фестиваль через наши руки-ножницы прошли больше 220 учеников. Я ужасно довольна этим фактом. Недавно я нашла в телефоне сферические панорамы нашей фестивальной Выставки достижений коллажного хозяйства и сделала по ней виртуальный тур. Теперь все желающие и непопавшие могут посмотреть, как оно было.

Пользуясь случаем хочу передать привет и сказать в очередной раз «спасибо» всем, кто помог этому фестивалю состояться и принимал участие всеми способами и на все лады.


ОЦ: Объединяя людей, создавая сообщество, организуя фестиваль, тратишь много времени. Кроме того, нужно на что-то жить. Удается совмещать? Остается время для творчества?

ОК: К счастью, в 2014 году на моей последней официальной работе в одном журнале мне не заплатили зарплату за три месяца, я уволилась, подала на журнал в суд, выиграла и задумалась, чего же хочет мне сказать мироздание. И мироздание человеческим голосом мужа сказало: «Оля, хватит маяться дурью, делай то, что тебе нравится, и не ходи в дурацкие офисы». Первые полгода я подсела на Tumblr и делала смешные гифки из сериалов, которые мы смотрели. Потом пошла учиться во ВГИК на монтажёра кино и телевидения. Но после окончания учёбы меня окончательно накрыл монтаж статичный и двухмерный, и уже через пару месяцев вызрела идея «Режь да клей».

© Ольга Кирсанова, коллаж

С тех пор я занимаюсь практически только делами сообщества. Да, это не приносит мне денег, и иногда после создания и вёрстки очередного большого материала для сайта я грустно думаю о том, сколько бы мне платили за такую работу условные дяди. Но я не могу сидеть и ждать каких-то инвесторов, чтобы развивать свой проект. Так можно, во-первых, поседеть и не дождаться, во-вторых, все силы утекут на поиск денег, а на сам проект уже и не останется. Поэтому я делаю то, что могу и как могу.

Вообще я дичайший интроверт и для меня самой стало неожиданностью, что я занялась формированием сообщества и проведением всяких мероприятий. Но при этом душа требует действовать. Все эти годы я пытаюсь соблюсти баланс сидения в норе и активности, но получается не очень. То фестиваль придумаю, то журнал надо зачем-то делать, то коллажный туризм, то ещё что-нибудь. В общем, история про бабу, поросю и разведение коз - это про меня. И эти животные продолжают селиться у меня в голове.


Собственное творчество у меня, к сожалению, или к счастью, отодвигается на второй план. Это не ложная скромность или кокетство, но мне зачастую не приходит в голову публиковать на сайте сообщества собственные проекты. Во время изоляции я сделала объект «само»изоляция – это дом из спичечных коробков, показывающий в срезе, что творится с принудительно запертыми на 33-х квадратных метрах людьми. Месяца через полтора я шла по улице (Ура! Можно ходить!) и вдруг меня шибанула мысль: «А почему я не запостила своих гусей на сайт? Ведь для таких случаев как раз и существует раздел «Проекты»». До сих пор, кстати, так и не запостила.

© Ольга Кирсанова, объект «само»изоляция, 2020


ОЦ: Следующий фестиваль – в 2021 году. Периодичность биеннальная. Что ждать авторам и любителям коллажа?

ОК: Я очень надеюсь, что в следующем году нам не придумают что-то новое, чтобы всё ушло в онлайн окончательно, потому что концепция грядущего фестиваля завязана на личное присутствие человека. С твоего позволения, пока концепцию не раскрою, скажу лишь, что образовательная программа изменится, а выставочная расширится и углубится. ОЦ: Про арт-ярмарку коллажа не думала? Или хотя бы про уголок на Cosmoscow каком-нибудь?


ОК: Лично мне не очень интересно заниматься продажей коллажей, я вообще в эту сторону смотрю крайне редко. Мои внутренние волки залазят на горку и начинают подвывать, когда я думаю про организацию продажного мероприятия. Мы уже несколько раз обсуждали создание интернет-магазина\галереи коллажей, но это требует больших трудозатрат, систематичности, продвижения и прочая, прочая. При этом приложенные усилия не гарантируют получения прибыли, поэтому пока никто не готов ввязаться в эту авантюру.

Что касается уголка на всяческих ярмарках, особенно на престижных, то это слишком дорого для меня и для многих наших участников, чтобы просто попробовать. И, опять же, участие в ярмарках может финансово даже не отбить стоимость уголка. Для меня сейчас в приоритете другие направления деятельности, но я не ставлю крест на развитии «продажного коллажа».

афиша с коллажем Ольги Кирсановой

То, что мы с тобой устроили с 6 по 9 августа в группе artFIXprice – мой первый подобный опыт. Мне было важно собрать матёрую ленту лотов, чтобы показать, чем же всё-таки мы занимаемся. И конечно, я очень переживала за всех, случатся продажи или нет. Продажи были, так что можно считать, начало положено. В следующий раз попробуем другой подход к ценообразованию, как говориться, проведём A/B тестирование.

«Наши лапти и наши щи находятся на высоком международном коллажном уровне»

ОЦ: В мире коллажное движение, как мне показалось, цветет буйным цветом. В Инстаграме можно найти множество разных национальных сообществ. Они ведут просветительскую и активную выставочную деятельность. Мы сильно отстаем?

ОК: Меня всегда удивляло свойство русского человека восхищаться Западом и принижать своё. Мы вообще ни разу не отстаём, а даже на голову выше многих сообществ по размаху деятельности. И уровню коллажистов. Эту мысль я хочу донести до всех, но пока у меня не очень получается. Недавно я перерыла интернет, нашла порядка 40 сообществ по всему миру. Всем этим ребятам я отправила приветственное письмо, рассказала о нас и попросила ответить на несколько вопросов об их коллективах. Не все, конечно, ответили, но больше половины откликнулись и очень обрадовались, что они не одиноки. Из этого я сделала большую статью на русском и английском и перезнакомила всех со всеми во имя будущих совместных проектов.

Мы много делаем из того, что другие только начинают или вообще даже не думают пока делать. Например, аналогов наших коллажных интенсивов нет ни у кого. Мы постоянно проводим активности, как в офлайне в разных городах, так и в онлайне, в которые приманиваем всех желающих. Издаём коллективные зины, напечататься в которых так приятно. Недавно выпустили путеводитель «Россия коллажная», куда вошли 16 городов и путеводители по каждому были сделаны собственно жителями этих городов. Даже выставочная деятельность у нас не сильно хромает. Да, в Москве мало чего проходит, у меня немножечко ссыхается мозг, когда я начинаю думать про площадки, откуда брать деньги и вот это всё. Но, например, Ира Севостьянова в Самаре проводит выставки постоянно. Вот в конце августа она презентует свою коллекцию Карманного музея коллажа. Экспонаты для него приехали как из России, так и из других стран. Видишь, у нас уже и музей коллажа свой есть. Махонький, но это только начало.

© Ирина Севостьянова, коллаж

Мы уже подумываем о создании Биполярного музея коллажа с двумя филиалами – в моём шкафу в Москве и в Ирином в Самаре. Потому что у нас обеих накопилось очень много коллажей других авторов и надо уже как-то оформить эти отношения.

В мире вообще всего пять музеев коллажа и Ирин будет шестым. Ну и фестивали проводят далеко не все сообщества, а лишь единицы. Поэтому я с полной ответственностью заявляю, что наши лапти и наши щи находятся на высоком международном коллажном уровне.


ОЦ: А кто из зарубежных авторов коллажа тебе интересен?


ОК: Мне нравится Маруша Штибель -– куратор фестиваля коллажа в Словении. Помимо того, что она талантливый коллажист, её деятельность мне очень близка. Она пытается раскачать местных жителей и взрастить словенских коллажистов через фестиваль и просветительскую деятельность. Нежно люблю Нильса Калка за его безумных животных и людей. Нравится Кэтрин Стритер за неожиданные формы. Натали Нельсон за текстуры. Лору Дюпре, которую все знают, но которую я особо полюбила, когда она обратилась в своём творчестве к теме котиков. Это очень смешно и восхитительно. Их я, конечно же, узнаю по стилю. ОЦ: Можешь по коллажу понять – здешний он или тамошний?


ОК: Отличить русского коллажиста от зарубежного иногда можно по используемым материалам. За рубежом больше переживают по поводу авторского права на фото, которые крошатся в коллаж. Поэтому часто их работы можно узнать по характерным изображениям из очень старых «лайфов» и других журналов. Это совершенно другая эстетика. Наши по большей части используют свежий глянец. Зато я узнаю русских по фотографиям из «Советского фото», иногда даже могу сказать, из какого номера взята фотография и кто автор.

© Ольга Кирсанова, коллаж

Но это всё условно, потому что наши скачивают сканы старых зарубежных журналов и тоже их используют в цифровых коллажах, а некоторые зарубежные коллажисты получают от русских в подарок «Советское фото» и тоже берут его в оборот. Недавно я вообще подсадила и наших, и зарубежных коллажистов на одну энциклопедию животных, и теперь все эти животные шлют мне привет из ленты инстаграма из разных стран. Я очень коварная.


Вообще существует большой пласт коллажистов, чьи работы одинаковы с лица, они используют проверенные два прихлопа и три притопа. Особенно этим грешат цифровые коллажисты. Но даже, когда кажется, что в коллаже уже все всё сказали, появляется кто-то новый и яркий и ты сидишь и думаешь: «Боже, да как он до этого додумался? Почему эта идея не пришла в голову мне?»


ОЦ: У нас крайне вялый арт-рынок. Вопрос про рынок коллажа задавать не разумно, наверное. Но все же. Существует вообще какой-то оборот коллажа?

ОК: Так как я не особо интересуюсь темой продаж, то не слежу, кто, что, где, кому и за сколько продаёт. Кто-то кому-то как-то продаёт, безусловно, но массовости нет. Я думаю, мешает по большей части то, что люди в принципе не готовы платить деньги за искусство, что там скрывать. А тем более, им непонятно, зачем платить за какие-то бумажки, которые, как мы знаем, их пятилетний сын может сделать. Ну и плюс многие коллажисты запрашивают неадекватные покупательской способности цены. Я понимаю, что все хотят кушать, но надо же с чего-то начинать приманивать аудиторию и приучать их к покупке коллажей.

© Ольга Кирсанова, коллаж

Но не всё так плохо и не все коллажисты делают работы под выставочную деятельность и продажи. Большая часть товарищей использует коллаж в книжной и журнальной (особенно в онлайн-изданиях) иллюстрации. Помимо этого, сейчас огромный спрос со стороны всяческих блогеров и брендов. Тут коллаж рвут на части и им при желании можно кормиться и весьма неплохо.


ОЦ: Российское современное искусство привыкли ругать за его провинциальность, за невключенность в международный контекст. Справедлив ли будет этот упрек к тем, кто режет и клеет?


ОК: Коллажный мир, на мой взгляд, это некая альтернативная вселенная. И у нас там всё в порядке.


Оксана Царевская для Artcultivator, 2020

Фото предоставлены Ольгой Кирсановой


___________________________________________________________________________________________________


Ольга Кирсановаколлажист, основатель и идеолог «Режь да клей», организатор и преподаватель коллажных курсов-интенсивов, воркшопов и проектов, организатор легендарного Режь да клей ФЕСТа — первого международного фестиваля коллажа в России.

По первому высшему образованию — человек-инженер из Менделеевки, по второму — монтажёр кино и телевидения из ВГИКа. Со времён первого высшего постоянно учится и соединяет все знание в своих проектах. Училась в просто Академии фотографии, собственно фотографии; в Академии уже классической фотографии на курсе Александра Лапина «Теория и практика бильд-редактирования»; в Британке на курсах «Маркетинг и менеджмент культурных и креативных проектов» и «Проектирование образовательного опыта». Где-то ещё училась всякому долго и коротко.

10 лет проработала фотографом и бильд-редактором в различных агентствах и СМИ, потом запилила «Режь да клей» и ушла в него целиком.

© Ольга Кирсанова, автопортрет, коллаж

#крупнымпланом #интервью #ОльгаКирсанова #коллаж #collage #russiancollage #режьдаклей #арткультиватор #artcultivator

© 2018 artcultivator

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг