• artcultivator

ИРИНА ТТ: Меня вдохновляет все, в чем я чувствую жизнь

Пост обновлен июль 18

В группе artFIXprice в facebook завершилась online-выставка «Керамика как ART», на которой было представлено почти 200 работ. Среди них были те, которые буквально покорили и зрителей и организаторов. Куратор выставки Виктория Предыбайло и основатель проекта Artcultivator Оксана Царевская поговорили с художником Ириной ТТ о характере господина Шамота, о том, что «деревья дороже леса», о единственной теме в искусстве, о доверии к алхимии и о каналах продаж.

Виктория Предыбайло: Online-выставка в группе arFIXprice, посвященная керамике, уже завершилась, но до сих пор возникают образы ваших работ в воспоминаниях. Как давно вы занимаетесь керамикой?

Ирина ТТ: Благодарю вас за интерес к моей персоне и моим персонажам, возможности о нас поведать. Можно сказать, что всерьез керамикой я занимаюсь более шести лет. Но интерес к глине возник еще в школьные годы. В моей обычной общеобразовательной школе существовал кружок по лепке, где я любила проводить время после уроков, в отличие от ровесников с более социальными интересами. Наверное, спустя двадцать лет замкнулся круг какой-то внутренней инерции, и я к этому вернулась.

Оксана Царевская (Artcultivator): Нигде не могли найти ни вашу фамилию, ни биографию, ни фото. Мы плохо искали?

ИТТ: Я родилась в Москве, в 1985 году, во времена той самой Перестройки, от которой импульс крушить и перестраивать остается, видимо, навсегда. Фамилия ко мне отношения имеет мало, а точнее - никакого, поэтому мне привычно пользоваться сформировавшейся кличкой-псевдонимом – ТэТэ. У меня есть корочка об образовании, там написано “менеджер в области культуры и искусства”. Что это значит, мне непонятно до сих пор.


ВП: Вы помните свою первую работу?

ИТТ: Да, это была статуэтка “Музыка”. Абстрактное существо в женском обличии, выползающее из уха. Возможно, неосознанная дань моей любви к музыке.


ВП: Какая именно глина близка вам по характеру? C какой глиной вы предпочитаете работать?

ИТТ: Ну, у каждой глины, конечно, имеется свой характер. Больше всего, в этом смысле, мы сошлись с шамотом. Если придать глинам человеческий образ, полагаю, господин Шамот был бы наиболее брутален. В рубахе с топором он рубит правду перед своими товарищами Фаянсом и Фарфором. Хотя внутри себя, разумеется, бесконечно застенчив и раним.


ВП: Можете сказать, что глина - живая?

ИТТ: Безусловно. Как и любой материал, созданный природой, она говорит. Пробовала разговаривать с пластикой - та не сказала мне ни слова. Возможно, она предпочитает общение с художниками несколько помоложе, тут я не знаю.

ВП: По работам видно, что вам важен смысл. А насколько важна техника исполнения работы? Можно ли сказать, что вы концептуальный художник?

ИТТ: Лично я не назвала бы себя концептуалистом. Что могу сказать наверняка: я никогда не ставила идею выше объекта. Мне кажется так он (объект) становится узником, а мне бы хотелось видеть в своих работах их чистосердечное признание. Как у Бродского, “… деревья дороже леса”.


ВП: Что вас вдохновляет и подпитывает?

ИТТ: Красота и волшебство. То, что нас окружает, если уметь присмотреться. Безусловно, мои зрители и покупатели, их небезразличие и вообще небезразличие в нашем общем мире.

© Ирина ТТ. Сквозняки /заметки о пустоте/

ОЦ: По вашей ленте видно, что вдохновляют вас подводные скульптуры Джейсона Тэйлора, Эдвард Хоппер, Серхио Падовани, граффити Тимофея Радя, унылые пейзажи и наша родная «эстетика разрухи».

ИТТ: Меня вдохновляет все, в чем я чувствую жизнь. Поэтому сама жизнь меня вдохновляет больше всего. Еще я очень люблю мультфильмы, и являюсь постоянным фанатом Ивана Максимова и Саши Свирского.


ВП: О чем говорят ваши герои и образы? Это поиски внутреннего мира? Ваши персонажи вымышлены?

ИТТ: Я думаю, мои герои и образы, как бы это не прозвучало, говорят только о любви. Так или иначе, и, возможно, не всегда очевидно и напрямую… Но я совершенно убеждена, что у настоящего художника и его работ не существует никаких иных тем.


ВП: Насколько вы открыты экспериментам и что вообще для вас эксперимент в керамике?

ИТТ: Я люблю эксперименты и в любой непонятной ситуации экспериментирую. А уж в керамике! Тут целое, как говорится, поле для экспериментов. Сложно выявить нечто конкретное или новаторское. Для меня экспериментом является каждая ступень керамикотворения, которая несмотря на какой-либо опыт, доказывает свои законы и наводит фокус на иной угол зрения.

ВП: Вы всегда довольны результатом? Случалось разочаровываться после обжига? Или, быть может, спустя какое-то время, находили новый смысл в работах?

ИТТ: Да, безусловно, керамика выделяется или даже отделяется на фоне других художественных направлений именно сложностью конкретного воплощения и невозможностью фактического наблюдения за его процессом. Но я бы сказала, что здесь столько же минусов, сколько и плюсов. Поэтому вопрос уже больше к «полярности» художника, его желанию контролировать ситуацию, способности к диалогу и доверию к алхимическим процессам.

Мне, например, керамика интересна в первую очередь своей непредсказуемостью, умением последнее слово оставить за собой. В этом я вижу нечто потустороннее или сакральное. Здесь художник, по типу модельера, накидывает несколько слоев одежды на модель. А та уже из печки выходит именно в том, что сама выберет.

Поэтому, конечно, многие мои работы вышли из обжига неожиданными, и я бы в большей степени хотела сохранить это качество, нежели учиться предсказывать. Поэтому мне сложно сказать, довольна ли я результатом. Он просто есть.

ВП: Вы работаете сериями. Расскажите немного о текущей работе?

ИТТ: В данный момент я как раз хочу взять небольшую керамическую паузу, насладится и зарядиться отдыхом в обожаемом Петербурге, моем беспрестанном поставщике вдохновения. А уже по возвращению буду концентрировать это все в керамике и, возможно, живописи.

ВП: Когда вы готовите серию, бывает ли вам сложно остановиться и переключиться на другие темы?

ИТТ: Не могу сказать, что сериями работаю всегда. Наверное, это больше связано с некоторой хронологией моей жизни, к которой серия приурочена. Переключиться с одной работы на другую мне не сложно, всегда делаю параллельно несколько вещей, по-моему, это даже помогает не замыливаться взгляду.

А что сложно, так это совмещать весь этот мой «сакральный шаманизм» с работой за деньги, вот то, что я могу сказать точно. Это как молиться двум богам.

ВП: В некоторых работах вы говорите о космическом-кармическом. Знаете ли вы какие-либо древние ритуалы или приметы связанные с глиной?

ИТТ: Мне кажется, поскольку все ритуалы и связи придуманы людьми, каждому художнику необходимо сочинить свой ритуал и найти свой материал, который ему в этом поможет.

ВП: Есть ли у вас кумиры в керамике?

ИТТ: Сложно сказать. Честно говоря, я лучше запоминаю образы нежели имена.

ВП: Вы участвуете в выставках? Расскажите, пожалуйста, коротко о самых ярких? Как вы относитесь к выставочному пространству?

ИТТ: Я отлично отношусь к выставочному пространству, потому что, несомненно, работы в полной мере живут именно там, где на них смотрят. В выставках участвую, в основном, подпольных и андеграундных. В общем, везде, где у меня не просят корочки об профильном образовании или кучи денег, которых у меня нет. Некоторые работы были на совместных выставках на площадках МОСХа и в МОММА. Если честно, мне все равно куда ставить работы, если на них будут смотреть люди. Другое дело, что постоянной площадки для современных художников в России, безусловно, не хватает.

© Ирина ТТ. Работа №0 /заметки о пустоте/

ОЦ: Какой будет выставка мечты?

ИТТ: Конечно, хочется сделать выставку и, наверняка, когда-нибудь она состоится. Возможно, вместе с какими-то художниками, возможно, персональная. Это мирские процессы, выпрыгивающие возможности из-под полы. Самое важное для меня оставаться в потоке сотворения и придумывания. Где будет выставка, в Барвихе или в Зимбабве – мне не важно.


ОЦ: Название вашей студии – Fortochka. Кажется, это такое приспособление в окне, чтобы впускать небольшими порциями свежий воздух в помещение. Почему так?

ИТТ: Я убеждена, что самые важные решения являются за секунду до необходимости их принятия, по принципу щелка в голову. Поэтому, будучи месяцами в поисках орфографической квинтэссенции того, чем я занимаюсь, боги наивной эрудиции отправили мне слово “Форточка”. И ушли.

Я благодарно пользуюсь этим словом с 2014го года, знаменуя свой проект “Форточка керамика” как портал, способ общения художника (в виде меня) и сквозняков (в виде идей), чей процессуальный тандем преобразуется в мои работы.


ВП: Что для вас искусство?

ИТТ: Лично для меня, это сакральный объект, умеющий создать вокруг себя и посредством себя свое же пространство.


ВП: Расскажите, пожалуйста, коротко о своих планах в керамике?

ИТТ: Планы исключительно наполеоновские. Творить и достичь материальной автономии, что бы ничто от этого не отвлекало. Познакомиться с международным зрителем. А так же, я вынашиваю пару идей по благоустройству эмоционального фона наших двух столиц.

© Ирина ТТ. Ангел Земли и Воды/ Сад

ОЦ: У вас есть магазин на Ярмарке мастеров, страница в facebook и в instagram. Какой канал продаж наиболее эффективен?

ИТТ: Сейчас мои покупатели приходят исключительно с Ярмарки мастеров. Иногда со сторонних и частных выставок и аукционов. Я полагаю, что бизнес можно вести на любой площадке, вполне честный и даже творческий. Но, что касается вещей воплощенных не ради и для какой-либо аудитории – я не знаю эффективной площадки в России, нацеленной непосредственно на интерес к современному искусству.


ОЦ: Эффективны ли выставки в офлайн с точки зрения продаж. Как вообще оцениваете российский арт-рынок? Какие проблемы видите?

ИТТ: Я не знаю насколько это проблема для кого-то кроме художников. Но, по моим ощущениям, если говорить глобально, про народ, а не галеристов - в России в принципе нет «ощущенческих» навыков к художественности и искусству. По-моему, несмотря на то, что это слово безусловно и многократно существует в нашем языке, значение термина «искусство» на каком-то ментальном уровне зачастую автоматически заменяется значением слова «ремесло». А ремесленник – это человек, который сделает немного лучше тебя, то, что ты хочешь, и недорого.



Фото предоставлены автором.

___________________________________________________________________________________________


Artcultivator благодарен художнику Вике Предыбайло за то, что откликнулась на идею провести в группе artFIXprice online-выставку, посвященную керамике. За личную смелость и за ее чудесные работы, за страсть к своему делу, за редкую (по нынешним временам) способность ценить чужое творчество, а еще за любопытство настоящего исследователя и за идею интервью с потрясающей Ириной ТТ! Будем рады продолжению!

Виктория Предыбайло – художник-керамист, основатель студии интуитивной керамики Nelepitsa. С 2017 года участвует в выставочных проектах и конкурсах. В 2019 году окончила интенсивный курс «Современная керамика и арт в керамике» (Британская высшая школа искусства и дизайна). Сфера интересов - восприятие формы в современном мире, архетипические образы, психология творчества и самовыражения в лепке. Главные направления исследовательской лаборатории «Танцующая глина» - изучение связи между человеком и глиной, использование приемов contemporary dance и лепки.


#интервью #керамикакакарт #викапредыбайло #иринатт #арткультиватор #artcultivator #группаартфикспрайс



© 2018 artcultivator

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг