• artcultivator

Анастасия Кузнецова-Руф: «Термин «искусство» один на всех, а обозначать он должен совершенно разное"

В галерее «Файн-Арт» проходит выставка Анастасии Кузнецовой-Руф под вызывающим названием: «Так никто не делает». Анастасия Решетникова специально для Artcultivator поговорила с художником о смелости в творчестве, признании и вдохновении.

кузнецова-руф, арткультиватор, интервью, художник, винзавод, выставка, artcultivator, портрет
Анастасия Кузнецова-Руф

Анастасия Решетникова: Вы пишете картины в стиле "вирированной живописи". Такого кроме вас никто не делает. Как вы пришли к этому стилю?

Анастасия Кузнецова-Руф: «Вирированная живопись» - это условное обозначение приема, который оказался хорошим объяснением зрителям, имеющим традиционные представления о графической технике. По сути, я рисую свои картины угольным карандашом на холсте, а потом добавляю один цвет (белила). В единичных картинах появляются еще и другие цвета, но это, скорее, исключение. Чистой графикой это назвать нельзя (этому мешает холст и появляющийся цвет), и настоящей живописью, со множеством цветов, это тоже сложно назвать. Поэтому термин «вирированная», т.е. подкрашенная одним коричневатым цветом, живопись - вполне подходит, как компромисс.

Я окончила факультет станковой графики в Суриковском институте, и мне особенно близка и интересна работа графическими материалами (уголь, карандаш, сепия, мел и т.д.). А преодоление технических возможностей и умение «выжимать» из простого угля глубину пространства, света и воздуха в картине - это то, чем мне нравится заниматься больше всего. Кстати, уголь не особенно уважаем живописцами: они используют его, в основном, исключительно для подготовительного рисунка на холсте, он удобен, т.к. легко потом стирается или сливается с красками. Но, как самостоятельный материал, уголь практически ими не используется.

лягушка, художник, кузнецова-руф, винзавод, арткультиватор, artcultivator, интервью

АР: Чтобы начать делать что-то, чего не делают другие, нужна смелость. Считаете ли вы себя смелым человеком? Насколько важно для вас идти вразрез с общепринятыми концепциями?

АКР: Да, я считаю себя смелым человеком. Но «безумие и отвага» не мой девиз! Для того, чтобы делать что-то, чего не делают другие – мне кажется, нужны опыт и умение услышать себя, без примеси внешних оценочных голосов. Одинаковых людей не существует, а вот одинаковые правила и приемы, за которыми удобно прятаться - всюду вокруг нас. Поэтому, самым сложным мне представляется поиск своего вектора, правила жизни. Того, что будет отвечать всем риторическим и пафосным вопросам про «смысл жизни», «цель работы», «что ты хотел этим сказать» и т.д. и закрывать эти вопросы. Просто эффектно выступать вразрез общепринятым нормам без собственной идеи не является смелостью, и оригинальностью, скорее глупостью и желанием разово выделиться. АР: Ваши картины - это графика, хоть и цветная. В чем ее ценность?

АКР: Я люблю графику за возможность создания альтернативной реальности, с большим разворотом домысливания, когда нет цветовых подсказок. Я очень люблю световое пространство холста и черно-белое изображение, превращающееся в знак. Вообще, с детства живу с мыслью, что рисунок это основа всего! Любить рисунок можно уже за одно то, что в нем командует линия. И у нее колоссальные возможности: ею одной можно рассказать про всё на свете. Всего одна проведенная линия на бумаге сразу превращает обычный лист - в пространство! Это никак не умаляет ценности живописи, каждому – свое.

интервью, арткультиватор, кузнецова-руф, artcultivator, соврменное искусство

АР: Трудно ли современным художникам в России добиться признания? Чем художник должен обладать, чтобы суметь вписать свое имя в историю искусства? АКР: Если чего-то добиваться – то это уже трудно. Мечта любого, чтобы опыт и все умения пришли сами по себе. Но так приходит только старость… А человеку нужно ведь сейчас, а вернее – вчера... Я абсолютно уверена, что для попадания в историю искусств нужен талант, как и было всегда. Тот самый, который дается свыше. В историю искусств хотят все, кто всерьез посвятил себя этому самому искусству. Потому что это бессмертие. После тебя останется не только альбом с типичными фотографиями, а бесценное произведение искусства. Благодаря этому про твое существование будут помнить столетиями. Серьезная проблема в том, что у большинства людей нет стопроцентной гарантии, что они талантливы и это им не показалось. А распиаренная или рвущаяся к славе бездарность – это всегда смешно и пошло. Поэтому единственный шанс быть объективным в самооценке и оценке происходящего вокруг – развиваться, изучать культуру, учиться видеть и анализировать искусство. Сейчас для этого счастливое время – в сети огромное количество возможностей для познания всех направлений культуры и искусства.


Мечта любого, чтобы опыт и все умения пришли сами по себе. Но так приходит только старость…

АР: Что вообще можно считать искусством? Что важно: мастерство техники, глубокая идея, личность автора?

АКР: С 13-летним «грузом» академического художественного образования, насмотренности и технического опыта появляется очень много критериев для оценки любого «чеготонарисованного», чтобы что-то можно было рассматривать всерьез, как произведение искусства. От базовых: рисунка, живописи и композиции, до идеи, концепции и контекста. Для меня, обнаружение нового произведения и подтверждение его «величия», безусловно, связано с молниеносной внутренней многоуровневой «проверкой» по всем этим критериям. Конечно, сначала имеет значение сам объект, картинка. Потом открывается следующий уровень, смысловой, идея. Потом оцениваешь, как это сделано, техника. Но все это рассыпается без оригинальной идеи, задачи и отражения личности автора. Если по всем этим критериям получено полное удовлетворение – значит, перед тобой по-настоящему ценное (а может и великое) произведение. Этому можно и нужно учиться.


АР: Что вы хотите сказать своим искусством?

АКР: Мне интересно в повседневных окружающих меня вещах находить вторые смыслы, новые прочтения. Я стараюсь не топтаться вокруг одной идеи, пока мне интересны совершенно разные темы: время, скорость нашей жизни, взросление, поиск себя, выбор для счастья, самообман, любовь. Вот сейчас перечислила некоторые темы – так плоско звучит! Хорошо, что я не прозаик, а художник. В картинах мне это представляется гораздо сложнее и объемнее. Моя задача - не просто увидеть красоту в обыденном, но и уметь передать ее с помощью только одного изображения. Без слов. В этом смысле кинематографу, мне кажется, повезло больше в средствах высказывания: у художника есть только пара секунд, за которые его изображение цепляет глаз зрителя или нет, а в кино минимум час на раскрытие всей полноты идеи режиссера.


АР: Что вас вдохновляет на творчество?

АКР: Смена визуального ряда вокруг, общение и споры с умными людьми, тишина.

ракушка, современное искусство, интервью, арткультиватор, artcultivator, кузнецова-руф, рафика,

АР: Как вы считаете, какие проблемы сейчас есть в сфере современного искусства в России?

АКР: Проблема выбора, как ни странно это звучит. Плюс моей профессии сегодня, что ее романтизация и популярность повысилась невероятно: все рисуют, лепят, что-то мастерят своими руками. Но вглубь понятия, что значит «быть художником», что нужно уметь и знать – проникают единицы. Большинство устраивает мгновенный изобразительный результат, поза «не важно быть, умей прослыть». Многие авторы поддаются искушению использовать «невежество зрителя в вопросах современного искусства» и выдают всякую одноразовую ерунду за искусство. К сожалению, термин «искусство» один на всех, а обозначать в нынешних реалиях он должен совершенно разные вещи: аттракцион, прикольные картинки-шутки, картины серьезных мастеров, игровые ребусы, стёб над общепринятым и т.д.


Я считаю себя смелым человеком. Но «безумие и отвага» не мой девиз!

АР: В каких музеях вы бы хотели провести выставку?

АКР: Я очень хотела бы сделать выставку в Третьяковской галерее. Потому что это мечта с детства: ну кто ж там не хочет выставить свои работы?!! А если серьезно, то это музей выдающегося русского искусства, занимающий первое место в нашей стране по количеству шедевров! И честь выставлять там свои произведения означает хотя бы на время почувствовать себя рядом с потрясающими мастерами и гениями, постоять с ними рядом, как с равными. АР: Насколько для художников важен эксперимент? И в чем он может проявляться - менять технику, методы, изобразительные средства?

АКР: Эксперименты с изобразительными материалами необходимы тогда, когда есть огромное стремление к новизне и опытам с изменениям формы. Когда оно настолько сильно, что оставаться в предыдущем формате уже не имеет смысла. Я не могу сказать про себя, что чувствую такую потребность в перемене техники или формы сейчас, но эксперимент с идеями и образами для меня являются основой всего творчества.

Выставка «Так никто не делает» проходит до 28 февраля 2021 года.

Центр современного искусства ВИНЗАВОД, галерея «Файн-Арт» ( 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 строение 9, подъезд 22).

Часы работы: вторник-воскресенье, 13:00-20:00. Понедельник — выходной. Вход бесплатный.

Фото предоставлены автором.


#кузнецоваруф #выставка #интервью #винзавод #файнарт #арткультиватор #фрешетникова #artcultivator #современноеискусство