• artcultivator

Synergy Art Forum: совриск в манеже

Пост обновлен 25 мая 2018 г.

В выходные в Манеже состоялся Synergy Art Forum. Здесь мало показывали современное искусство, зато много о нем говорили. Artcultivator выяснил, можно ли вдохновиться тем, что не нравится, на какую ссуду может рассчитывать обладатель работ Пабло Пикассо, а также понял - чем позже художник свяжется с галереей, тем для него лучше.

Получить площадку в сотне метров от Кремля, чтобы поговорить о современном искусстве. Может быть, это и не подвиг, но что-то героическое в этом есть. Все-таки в наших краях разговоры о современном искусстве более привычно слышать в периферийных арт-резервациях или в районных судах. Однако институту Synergy – непрофильному игроку из образовательной сферы и ивент-сектора – это удалось. Три десятка известных в Отечестве и за его пределами персон - арт-менеджеров, галеристов, коллекционеров, художников, консультантов и исследователей рынка – на протяжении двух дней делились своим пониманием процессов в современном искусстве, дискутировали друг с другом и иногда рекламировали себя.

Чемпионами по уровню арт-пассионарности оказались иностранные граждане. Американка Сесилия Дин, основательница самого, наверное, необычного в мире журнала Visionaire, призывала не отворачиваться от непонятного, а искать вдохновение в том, что не нравится или пугает. Ее соотечественница Кримсон Роуз – соучредитель фестиваля Burning Man в пустыне Блэк-Рок (о котором некоторые защитники пламенеющей готики Николая Полисского вспоминали на эту масленицу) – говорила о необходимости провокации и о духе искусства, который нужно взращивать и выпускать на свободу, неважно в какой форме.

Консультант The Fine Art Group Фреэ Стюарт хвалилась показателями своих инвестиционных фондов, в которых дух искусства обрастает дивидендами. Она раскрыла кухню гарантированных продаж на аукционах-гигантах Christie’s и Sotheby’s, а также пообещала ссуду в 5 млн долларов на 3 года тому, кто предложит в залог работу Пабло Пикассо стоимостью не ниже 10 млн. Многие в зале с облегчением вздохнули.

Исследователь из Sotheby’s Institute of Art и автор 7 книг об арт-рынке Йэйн Робертсон рассказал о решающей роли «альфа-дилеров» на мировой арт-сцене и признался, что с одним таким познакомился накануне в Москве.

Кто этот человек, стоящий в пирамиде влияния на арт-рынок выше MoMA, Documenta и Венецианской биеннале, спикер не уточнил, но кое-кто в VIP-зоне, наверняка, загадочно улыбнулся. Спикер также продемонстрировал пару поучительных графиков из творческих биографий Демиена Хёрста и Такаси Мураками, предсказал переезд обеих арт-столиц в Азию, и предупредил, что меценаты и коллекционеры все чаще хотят влиять на то, что делает художник.

Его коллега по Sotheby’s Institute of Art Джеффри Болотен напомнил всем о существовании интернета. Сейчас на он-лайн каналы приходится всего лишь 6% мировых продаж искусства, но зато они дают более половины новых клиентов. Спикер пообещал, что в ближайшие 5 лет традиционная модель продаж на рынке ощутимо изменится, но революция произойдет внутри арт-сообщества. «Uber сюда не придет», - успокоил арт-консультант.


Представители нашего арт-рынка были не столь страстны и артистичны, как иностранные консультанты. Чувствовалась какая-то усталость – то ли от оглушающего звука то ли вообще от всей этой жизни в искусстве.


Модерировать дискуссию «Арт в большом городе» взялся заместитель главы Департамента культуры города Москвы Владимир Филиппов. Его интересовал широкий спектр вопросов, в том числе: как обстоят дела с уровнем «оскорбляемости» общественных чувств в частных культурных институциях и посещал ли в детстве каждый из участников какой-нибудь кружок самодеятельности. Владельцы и управляющие московских арт-кластеров и центров Сергей Десятов (Artplay), Софья Троценко (Винзавод), Николай Матушевский (дизайн-завод «Флакон») и Павел Чекрыжов (ТРЦ Атриум) делились своими детскими воспоминаниями, аккуратно обсуждали свои непростые отношения с обществом и заодно жаловались - кто на что мог. Сетовали, правда, без энтузиазма, а с усталостью и смирением: на непонятные налоги, на неравенство возможностей для частных и государственных культурных институций, на гигантские сроки согласования наружной рекламы из-за низкого культурного уровня чиновников, на вывод из московской акватории плавучего арт-кластера «Валерий Брюсов», что когда-то стоял у ЦДХ.

Дискуссия «Художник vs. Галерея» развивалась в соответствии с ее названием. Художник Владимир Дубосарский вспоминал, как часто галеристы обманывают художников. Марина Гисич (основатель Marina Gisich Gallery) объяснила, почему галерее, которая вкладывает немалые деньги в развитие художника, важна его верность. Владимир Фролов (основатель Frolov Gallery) сорвал аплодисменты зала, заявив, что главным субъектом на арт-рынке является все-таки художник, но тут же признался, что хороших художников, которых он не знает, мало, поэтому писать ему в соцсетях бесполезно. Художник Миша Мост рассказал, насколько для художника ценен самостоятельный опыт вне галереи. В общем, к концу обсуждения никто не сомневался, что чем позже художник свяжет свою профессиональную жизнь с галереей, тем для него лучше.

В завершении форума белые кресла на сцене заняли основатель галереи Regina и аукциона VLADEY Владимир Овчаренко (которому Марат Гельман отписал титул главного галериста страны), основатель единственной в России ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина, коллекционер и основатель музея «Собрание» Давид Якобашвили, глава правления ярмарки Viennacontemporary Дмитрий Аксенов и Ульви Касимов – коллекционер, попечитель MMAM и основатель доменной зоны .ART. Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, модерировавший дискуссию, предложил рассмотреть взаимоотношения меценатов и культуры с точки зрения стратегии win-win, которая используется в бизнесе и предполагает взаимную выгоду обеих сторон. Но оказалось, что меценатствующие участники арт-рынка понимают свою деятельность как благотворительную и просветительскую, и, в общем-то, от государства ничего взамен не ждут. По крайней мере, ничего хорошего.

Просветительским проектом, похоже, была и развернутая в рамках форума выставка современного искусства - обескураживающая подбором экспонентов, но, тем не менее, отлично иллюстрирующая трактовку термина «современное искусство» в прошлогодней версии Минкульта: современное искусство - это любое искусство, созданное нашими современниками.

Центральное место заняла остроумная экспозиция Музея АRT4, преследовавшего явно образовательные цели. Работы Эрика Булатова, Семена Файбисовича, Дмитрия Краснопевцева, Тимура Новикова, Анатолия Зверева, Пахома, Ани Желудь, Вовы Перкина и других художников были разложены по шкале цены – от 1,2 млн до 100 евро. Чтобы зритель не ошибся в соотнесении цены работы с ее ценностью, основатель музея Игорь Маркин дал универсальную шпаргалку: «Чем дороже картина, тем она лучше».

Orekhov Gallery показала знаменитую Агату скульптора Григория Орехова. Наверное, эта гигантская стальная неваляшка стала самым стойким представителем арт-мира и почти полноценной метафорой современного искусства. Она качалась, но не падала, а кроме того бесстрастно отражала в своих зеркальных боках общество. Вернее, ту его часть, которая смогла выложить от 5 до 300 тысяч рублей за билет – немалую, признаться, цену за двухдневное чувство сопричастности совриску.

Оксана Царевская


Фото: пресс-служба Университета «Синергия», Artcultivator


#artcultivator #SynergyArtForum #форумвманеже #артфорум #современноеискусство #совриск #BurningMan #кримсонроуз #Visionaire #сесилиядин #TheFineArtGroup #SothebysInstituteofArt #джефриболотен #йэйнробертсон #мураками #херст #владимирфилиппов #овчаренко #artplay #винзавод #флакон #атриум #ART4 #OrekhovGallery #игорьмаркин

© 2018 artcultivator

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг