• artcultivator

ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ СЖЕЧЬ

Художники уничтожают свои и чужие произведения искусства. Одни - чтобы погреться у костра Герострата, другие – искусства ради. Арткультиватор попытался почувствовать разницу.

5 октября 2018 года рисунок Бэнкси, проданный на торгах Sotheby’s за $1,4, млн., тут же самонарезался в лапшу. А на следующий день в своем инстаграме художник процитировал Пикассо: «Желание уничтожить – тоже творческий порыв».


Топтать, рвать или жечь собственные произведения, авторы имели право всегда. Гоголь и Кафка, Клод Моне и Френсис Бэкон и еще сотни писателей и художников - недовольных, измученных, разгневанных или просто сумасшедших - уничтожали и уничтожают свои произведения. Но, как правило, делают они это без зрителей и с теми произведениями, которые еще не проданы, и уж точно не расценивают свои действия как творческий акт.

Другое дело - уничтожить не свое, а чужое произведение. Это уже творческая стратегия. В 1953 году Роберт Раушенберг стер ластиком рисунок другого художника - Виллема де Кунинга, и тем самым создал новое произведение искусства, ставшее вожделенным объектом для коллекционеров.

В начале девяностых китаец Ай Вэйвэй прославился перформансом «Роняя вазу династии Хань» - разбил об пол вазу, которой было больше 2000 лет. Объясняя эту акцию, художник сослался на слова Мао: «Мы сможем построить что-то новое, только разрушив старое». Любопытно, что спустя два десятка лет, Ай Вэйвэй, ставший к тому времени одной из самых влиятельных персон в мировом арт-сообществе, к аналогичному поступку другого художника отнесся без понимания. Тот на выставке самого Ай Вэйвэя разбил одну из ваз все той же династии Хань, которые Ай Вэвэй раскрасил яркими акриловыми красками.

В 1997 году российский художник Александр Бренер зашел в амстердамский Стеделийк-музеум и нарисовал знак доллара на картине Казимира Малевича «Белый крест» (1927) - зеленой краской из баллончика.

Голландский суд отказался рассматривать получившийся объект как новое произведение искусства и отнесся к соавтору великого супрематиста крайне недружелюбно: Бренер был оштрафован на $10 тыс. и просидел 5 месяцев в тюрьме, где написал литературное произведение «Обоссанный пистолет».


Все эти попытки уничтожения произведений, созданных другими авторами, могли бы стать иллюстрациями к известному футуристическому манифесту Филиппо Томмазо Маринетти 1909 года. Или, вернее, шаржами... Кажется, пока ни один из современных художников, посягнувших на чужое произведение, не смог достичь уровня страсти великого футуриста: «А ну-ка, где там славные поджигатели с обожженными руками? Давайте-ка сюда! Давайте! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду из каналов в музейные склепы и затопите их!.. И пусть течение уносит великие полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!» Пока творческие порывы уничтожить ту или иную работу другого автора выглядят лишь попытками погреться у костра Герострата.

А вот в создании самоуничтожающихся объектов есть и страсть и творческий пафос. Уничтожение как художественный метод в 1950–1960-е годы интересовало многих художников, которые не принимали властвовавшую тогда в искусстве абстракцию, протестовали против общества потребления. В 1960 году швейцарский художник-кинетист Жан Тэнгли представил во дворе Музея современного искусства в Нью-Йорке самоуничтожающуюся машину - полтора часа она двигалась и пыхтела, пока наконец не подожгла сама себя.

Год спустя Густав Мецгер, борец с консьюмеризмом, автор манифеста саморазрушающегося искусства, вывесил на берегу Темзы разноцветные полотнища, а затем "раскрасил" их кислотой - за несколько минут они истлели на глазах у зрителей. «Отчаянное подрывное политическое оружие, последнее средство... в борьбе с капиталистической системой..., арт-дилерами и коллекционерами, манипулирующими современным искусством к своей выгоде», - так Мецгер определил саморазрушающееся искусство.


«Если ничто не может быть создано, что-то должно быть уничтожено». Эти слова Розалинды Крауcс, крупнейшего американского арт-критика, сказанные, правда, по другому поводу, могут оказаться полноценной художественной стратегией. Быть может, уничтожение Бэнкси собственного произведения - как и разрушение буддистской мандалы – еще одно напоминание о непостоянстве всего сущего… Сейчас, когда жизнь все так же brevis, а искусство уже не очень longa.

#арткультиватор #бэнкси #сотбис #раушенберг #тэнгли #айвэйвэй #декунинг #мецгер #самоуничтожающеесяискусство #мандала #арткритика #артрынок #искусство #артблог

© 2018 artcultivator

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг