• artcultivator

ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ И ЦЕНЫ НА ИСКУССТВО

Пост обновлен 26 нояб. 2018 г.

Найдите одно отличие, как говорится. Эти полотна оказались рядом по формальному признаку. Оба – рекордсмены в номинации «Самая дорогая картина ныне здравствующего художника», в женской и мужской секции соответственно. Арткультиватор попытался разобраться, что их объединяет.

© Propped» Дженни Севилль (Sothebyʼs, $12,4 млн). © «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» Дэвид Хокни (Christie's, $90,3 млн.)

Автопортрет с названием «Propped» Дженни Севилль на торгах Sothebyʼs 5 октября был продан за $12,4 млн. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» Дэвида Хокни на торгах Christie’s 15 ноября ушел за $90,3 млн. Сравнивать по формальным признакам дальше утомительно и, по большому счету, малоинтересно: оба художника родились в Британской империи, Севилль младше 81-летнего Хокни на 33 года, первая написала «Propped» в юном 22-летнем возрасте, второй – уже будучи 35-летним сформировавшимся художником. Автопортрет Севилль написан маслом и размером уступает выполненному акрилом «Бассейну» Хокни в два раза, поэтому стоимость одного живописного дюйма (кто-то измеряет и так) – меньше не в 7, а всего лишь в 4 раза.

Гораздо интереснее нынешний пьедестал почета выглядит с точки зрения интересов соревновавшихся в торгах коллекционеров, ведь в их выборе помимо инвестиционных или спекулятивных резонов, можно поискать эстетические и мировоззренческие.

В беспощадном автопортрете Дженни Севилль каждая деталь сама за себя не говорит, а кричит. Огромное тело, почти рембрандтовская туша, с маленькой головой, отрезанной краем картины, поэтому, видимо, не очень важной. На лице - то ли страдание, то ли наслаждение от оргазма. Судорогой сведены руки, пальцы впились в мясистую плоть, отливающую всеми телесными оттенками – от нежно-розовых до фрейдовских, болезненно-синюшных. Гипертрофированно массивная фигура удерживает баланс на крепком винтовом стуле. Наличие этого метафорического «костыля», подпирающего женскую телесность, кажется избыточным уточнением для уже очевидного феминистского контекста. Тем более что поверх изображения нанесен текст (почти в стиле Сая Твомбли) - цитата из эссе французской феминистки Люси Иригарей, в котором рассматриваются отношения мужчин и женщин.

Спектр чувств, которые можно испытывать рядом с этой работой Дженни Севилль, широчайший: можно сопереживать женской зависимости и ограниченности или брезгливо морщиться, понимая эстетическое несовершенство модели, а можно восхищаться смелостью, пренебрежением стыдом и правилами созданного мужчинами общества, которому, кстати, у свежего Пелевина как раз есть пара подходящих, но неприличных определений.

А вот рядом с другим полотном-рекордсменом – «Бассейном» Девида Хокни – испытываешь ощущения иного уровня. Идиллический сюжет на фоне гор и сочной зелени – двое мужчин у бассейна: один плывет под водой, второй на него смотрит. Никакого страдания и борьбы. Ни с собственной плотью, ни с ролью в обществе, ни с природой. Только согласие с собой, умиротворение и нега. Ну, и немного легкой тревоги. Совсем чуть-чуть, ровно столько, сколько уместно для нестарого и очень свободного человека в летний день где-то неподалеку от Сан-Тропе.

Каталог аукциона, книги и фильм Джека Хазана «Большой всплеск» рассказывают, что Хокни писал эту работу в период болезненного разрыва со своим юным любовником, художником Питером Шлезингером: «Это было очень травматично для меня, я никогда не проходил через что-то подобное. Я был несчастен, очень несчастен». Обида и боль от потери сублимировалась, видимо, в творческий энтузиазм. Конечно, биография Хокни и история написания этой картины – самостоятельные произведения, обладающие особой ценностью и увеличивающие стоимость полотна. Но и без этого «Бассейн» привлекает как образ идиллического свободного мира, в котором нет истерик, сравнений, поиска справедливости и выяснения отношений полов.


Быть может, эти очень разные работы Севилль и Хокни оказались рядом не случайно. Большие коллекционерские деньги «пришли» не за абстракциями или интерьерными объектами. Рекорд продаж принадлежит теперь двум сюжетам, фиксирующим напряженность на гендерном фронте: навязчивой идее женщины о несправедливости мироздания по отношению к ней самой и идиллической мужской идее гармоничного мира, в котором, правда, нет места женщинам.


Оксана Царевская

#artcultivator #арткультиватор #хокни #севилль #сотбис #кристис #аукционы

#артобзор #искусство

© 2018 artcultivator

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг