• artcultivator

Карло Карра: футурист, метафизик, неоклассик

В 32 года он отверг:

« - банальность всех этих бархатов и шелков, живой плоти, слишком человечной, изысканной и мягкой, и цветов — слишком бледных и увядших,

- прямой угол, лишенный страсти,

- куб, пирамиду и все прочие статические формы,

- единство времени и места».

Вот так: и живую плоть, и прямой угол, и единство времени и пространства. По-другому, видимо, в его случае быть не могло. Он родился в Италии в 1881 году. И это, как говорится, много объясняет. Италия на рубеже веков считалась захолустьем Европы, романтической руиной, консервной банкой с музейными древностями.

Карло Карра. Всадник с Запада. 1917

Карра, не имевший, как утверждают большинство комментаторов, законченного художественного образования, в юности занимается декорированием – расписывает стены, и даже участвует в оформлении итальянского павильона на Всемирной выставке в Париже. И, конечно, пробует писать, воспроизводя то, что удается увидеть и впитать за границами родной Италии - в Париже, Лондоне.

Карло Карра. Портрет Маринетти. 1910-11.

В 1909 его соотечественник - революционер и поэт Филиппо Томмазо Маринетти – публикует «Манифест футуризма» (любопытно – этот программный для искусства документ был обнародован на первой странице «Фигаро» в виде платного рекламного объявления). У Карра появляется почва под ногами: то, что он пока только осторожно нащупывал, чувствовал интуитивно, вдруг приобретает стройные (ну, почти стройные) черты целого направления в искусстве. Он знакомится с самим Маринетти, Умберто Боччони, Джакомо Белла, другими адептами нового учения, и спустя год уже подписывается под новым «Манифестом художников-футуристов». (Надо отметить, что манифестация на словах – принципиально важная для футуристов форма высказывания. Маринтетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов. А если вспомнить о русских, французских, японских футуристах!)

«Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм… и презрение к женщине, - писал основатель футуризма Маринетти. - … Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. … ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».

Карра воодушевлен и в 1913 году уже сам наставляет художников в собственном манифесте «Живопись звуков, шумов и запахов»: « Так знайте же! … вы должны рисовать звуки, шумы и запахи так, как вопят пьяницы, когда их безудержно рвет!»

Прыжок с баррикад «вопящего» футуризма в темный омут метафизики случился в 1916 году в военном госпитале Феррары, где Карра познакомился с художником Джорджо де Кирико, к тому времени уже сформировавшим метафизический костяк своего образного мира. Подружившись, художники вместе сформулировали принципы «Общества метафизиков». В 1919 году Карра публикует сборник текстов «Метафизическая живопись», куда включает статьи своего друга «О метафизическом искусстве" и "Мы, метафизики».

Карло Карра. Заколдованная комната. Муза Метафизики. 1917

Оказалось, что отвергнутые ранее куб, пирамида и «лишенный страсти» прямой угол, прекрасно передают идеи ирреальности окружающего мира, полного тайны и тревоги. Метафизики привлекли новых сподвижников, в т.ч. Джорджо Моранди. Несмотря на то, что творческий союз метафизиков просуществовал лишь до начала 20-х годов, их идеи оказали значительное влияние на художественную среду Европы. Очень многое перенял и развил сюрреализм, оказавшийся более жизнеспособным как направление в искусстве.

Но и из омута метафизики Карра вынырнул довольно быстро. И вдруг обнаружил, что родная Италия, тот самый «великолепный саркофаг» с плотно привинченной крышкой (по выражению бывшего учителя Маринетти) и ее великая культура, сами по себе являются огромной ценностью и источником вдохновения. Служа в газете, художник активно пропагандирует принципы неоклассического направления «новеченто». Совместно с Кампильи, Казорати, Де Пизис, Мартини, Сирони, художник требует восстановления преемственности традиций, прерванных футуристами, и провозглашает курс на «народное искусство», наследующее Возрождению и классицизму.

Что было настоящей причиной такого преображения бывшего бунтаря-футуриста и недавнего метафизика - неизвестно. И хотя движение «новеченто» находилось под покровительством Муссолини (пусть опосредованно, через любовницу дуче Маргарету Царфатти), художнику вроде как удалось избежать политики. Он погрузился в миры простых пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен.

Умер Карло Карра в 1966 году в Милане. В последние свои годы художник писал немного, зато активно преподавал в академии Брера, в которой когда-то не доучился сам…

Карло Карра. Рыбак. 1964.

Последний раз живописная работа художника была продана на Sotheby's в 2015 году за €25 тыс.

Берем на Гогенлоэ?


Оксана Царевская


#artcultivator #арткультиватор #карлокарра #метфизика #искусство #италия #маринетти #манифест #футуризм #гогенлоэ #hohenlohe #sothebys #муссолини #декирико #моранди


© 2018 artcultivator

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг