• artcultivator

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛИТФОНДА

Пост обновлен 7 июня 2019 г.

Аукционный дом Литфонд вернулся на рынок современного искусства, пригласил в торги всех, кто считает себя художниками, и 8 июня проведет очередной аукцион. Artcultivator попросил дилеров, галеристов и других игроков системного арт-рынка заглянуть в каталог. Согласились не все.

© Юрий Татьянин. Как объяснить мертвому зайцу смысл современного гламура. 2007

За 4 года существования это не первый выход аукционного дома, специализирующегося на букинистике и антиквариате, на чужую территорию. Еще в 2017 году Литфонд провел несколько торгов, в каталогах которых значились имена, знакомые любому завсегдатаю Винзавода или аукциона Vladey: Айдан Салахова, Дмитрий Гутов, Павел Пепперштейн, Игорь Макаревич, Гор Чахал, Авдей Тер-Оганьян, Константин Звездочетов, Владимир Дубосарский, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Кирилл Лебедев (Кто), Аня Желудь и многие другие.

Но тогда «голубые фишки» не выстрелили. Судя по открытым данным, процент реализованных на этих аукционах работ колебался в пессимистическом диапазоне - от 10 до 30%. Не помог даже выезд в Лондон. Видимо, эти обстоятельства заставили Литфонд взять двухлетнюю передышку.


Но Литфонд не дремал, а тестировал художников и покупателей, включая работы малоизвестных, не имеющих аукционной истории авторов в свои взрослые торги вместе с Ларионовым, Гончаровой, Петровым-Водкиным или Врубелем. А уже в феврале этого года и вовсе распахнул двери - объявил о приеме работ ото всех, кто считает себя художниками.


В преддверии первого, мартовского, аукциона глава Литфонда Сергей Бурмистров поделился тайным знанием с широкой арт-общественностью в газете The Art Newspaper Russia: «…покупатели часто даже не спрашивают про автора работы, им просто нравится картина, и они ее покупают, часто после оживленной конкурентной борьбы на аукционе. Я думаю, что это связано в первую очередь с тем, что расширяется круг людей, которые покупают искусство…».

Такое признание – нож в сердце любому системному игроку. Во-первых, особое кощунство - оспаривать факт, что российский рынок современного искусства лежит на лопатках и вставать не собирается, а во-вторых - «если что и продается, то только имена!». В этом уверен, кстати, директор ARTinvestment.RU Константин Бабулин. «Имена» – это, конечно, художники системные: те, кому посчастливилось взлететь на волне 80-90-х, или молодые, но из конюшен известных галерей, коих наберется от силы десятка три.

Тем не менее, первый, мартовский, аукцион современного искусства удивил даже Литфонд: объем продаж составил 5,33 млн рублей. Неизвестно, какая доля из этого реально выкуплена, но выглядит показатель внушительно. Например, это десятая часть выручки прошлогодних осенних торгов Vladey (данные artsradar.ru). Но главное - оказалось, что этот один аукцион с двумя сотнями работ от малоизвестных художников принес практически столько же, сколько все литфондовские аукционы 2017 года, на которых выставлялись почти 500 работ известных авторов современного искусства.

Каталог грядущего аукциона 8 июня, конечно, выглядит чрезвычайно необычным для системного арт-рынка: ни одного известного художника, никого из рейтингов, ну, и начальная ставка каждого лота - всего лишь 1 рубль. Но насладиться зрелищем сполна согласились не все из референтной группы Artcultivator.


Лиза Савина, куратор, дилер и бывший галерист, одолела лишь одну страницу каталога: «Это вообще не современное искусство… Слабенький провинциальный псевдомодернистский салончик».


Александр Шаров, владелец 11.12 Gallery на Винзаводе, постоянный участник российских и зарубежных ярмарок современного искусства, после «пробежки» по каталогу казался рассерженным: «Это просто ужас! Кто и откуда собирал участников и работы?»

Анатолий Осмоловский, классик современного искусства, основатель института «База», сообщил, что в каталоге все «трэш сплошной, кроме Петука». И хотя художника Петука в каталоге за два дня до аукциона не наблюдалось, классик уверенно пообещал его скорое и непременное там появление. Такая осведомленность всегда располагает к общению, поэтому Artcultivator заодно выяснил, почему системное современное искусство кажется таким снобистским: «Закрытость и снобизм вполне оправданные, слишком много мошенников и пройдох. Для того чтобы быть в деле, надо показать уровень образованности и погружения».


Но «демонстрация уровня» - это как раз то, что надоело главе Лифонда: «Все это, конечно, вопрос вкусовой. Я просто перестал делать умное лицо и кивать, если кто-то рассказывает, что такое настоящее искусство. Участвовать в этой надуманной местечковой игре надоедает». Противодействия со стороны арт-сообщества Сергей Бурмистров не опасается: «Системного рынка у нас нет и, к сожалению, он будет ещё достаточно долго рождаться и развиваться. Поэтому борьбы вкусов мы не боимся. Для нас главное оживить рынок, привлечь новых игроков, и, если они голосуют своими деньгами, для нас это самый главный показатель того, что мы идём в верном направлении».


Оксан Царевская


Каталог аукциона здесь. Прием заочных ставок до 15:00 8 июня 2019 года

Аукцион начнется 8 июня 2019 года в 18:00 на Винзаводе: 4-й Сыромятнический пер., 1/8, строение 6, 1-й эт.


Использованы фото работ из каталога.


#artcultivator #арткультиватор #лифтонд #аукцион #совриск #бурмистров #савина #шаров #бабулин #осмоловский #совриск #царевская


© 2018 artcultivator

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг