• artcultivator

Весенние торги SAMPLE. В Зазеркалье

В тяжелый день понедельник в галерее Триумф состоялись весенние торги аукциона Sample. Artcultivator насчитал 39 художников, 75 лотов, выручку в 670 тыс. рублей и выяснил, что в этом сезоне у подрастающего поколения российских коллекционеров особенно ценятся темы гражданского протеста, войны в Сирии, а также абстракция «под мрамор».

Михаил Гребенщиков «В зазеркалье". Цифровая печать. 2012. Каталог Sample

За полтора года это пятая off-line сессия on-line галереи Sample, создатели которой Анна Наумова и Софья Симакова борются со стереотипом недоступности современного искусства. Ценовая политика энтузиасток, действительно, чрезвычайно гуманна – графический лист или живописную картину в галерее можно купить от 2 до 20 тысяч рублей. Очевидно, что на такие условия могут пойти немногие авторы, поэтому среди художников Sample – только молодые выпускники и студенты художественных ВУЗов России, Великобритании, США и Италии, и в первую очередь, из alma mater матерей-основательниц проекта - Лондонского университета Goldsmiths и Британской высшей школы дизайна.


Нынешние торги открыл хозяин принимающей площадки, один из владельцев галереи Триумф Дмитрий Ханкин, который, по собственному признанию, ходит на Sample за подарками. Он представил свой личный выбор - сет из пяти лотов, и провозгласил, что дарить современное искусство - это дерзко, не всегда понятно, и поэтому «можно сойти за умного». Еще один резон, который привел аукционист, разогревая публику, состоял в том, что одаривая близких людей современным искусством, «вы приносите им ощущение того мира, который вокруг вас».

Лена Цибизова «The washing». Цифровая печать. Каталог Sample

Мир, ощущением которого, по мнению Дмитрия Ханкина, стоит непременно делиться, выглядит так: кудрявая девичья голова, свисающая из стиральной машины в одной из общественных прачечных (фотография Лены Цибизовой «The washing», 14 тыс. руб.); ДТП (скетч Вики Шибаевой «Crush», 7 тыс. руб.); нагая антропоморфная пара на икеевском диване (графический эскиз Алексея Дубинского, 15 тыс. руб.); будка полярников на Шпицбергене (рисунок на картоне, который Оля Леонтьева назвала почему-то «Абстракция в синем», 12 тыс. руб.) и турнир по крестикам-ноликам (скетч на огромном холсте Озиана Джаннера «Хо Хо», 18 тыс. руб.).

Забегая вперед, скажем: никто и не сомневался, что Дмитрий Ханкин знает, что именно можно быстро продать. Его торги показали выдающийся результат – 80% реализованных лотов (пусть и по стартовой цене) против скромных 47% по аукциону Sample в целом.


Аукционист Владимир Раевский принял эстафету от хозяина Триумфа в тот момент, когда публика начала спотыкаться о бокалы, в которых побывал спонсор аукциона – итальянское вино CANTI. Но организаторов это не смутило. Похоже, в широтах галереи Триумф респектабельность мероприятий поддерживается не только алкоголем и стеклянной посудой, но и близким соседством отдела полиции Китай-Город. Врожденное чувство такта, мягкий юмор и крепкие голосовые связки позволяли Владимиру Раевскому время от времени убирать шумовые помехи и внушать трепет всем, кто пока удерживал в своих руках аукционные таблички.

По большому счету, первым лотом, на котором стало понятно, что среди гостей аукциона Sample есть люди, которые пришли сюда не только за интеллектуальным общением, стал абстрактный диптих Кирилла Басалаева. Образ, инспирированный скорее всего узорами черно-белого мрамора, в котором, если кончится гранит, можно что-нибудь и отлить, пришелся по вкусу сразу нескольким участникам аукциона. Стартовав с 11 тыс. руб. с шагом в 1 тыс., цена быстро перемахнула через психологическую для Sample отметку в 30 тыс. Результат этой продажи - 37 тыс. рублей - стал лучшим среди всех проданных абстракций и третьим результатом аукциона в целом.

ZukClub "Взрыв". Холст, акрил. Каталог Sample

Вторым в списке хедлайнеров оказалась группа ZukClub, пионер российского стрит-арта. Работа «Взрыв» могла бы вполне стать кадром в репортаже из окрестностей Дамаска или Кабула. Показав 3-кратное увеличение стартовой цены, большой живописный холст был продан за 75 тыс. рублей и теперь, видимо, украсит чье-то счастливое, лишенное телевизора гнездышко.


Но главная схватка разгорелась вокруг фотоработы Михаила Гребенщикова «В зазеркалье». Сделанная на акции протеста недалеко от Болотной в далеком белоленточном 2012 году фотография уже успела стать обладателем приза зрительских симпатий на конкурсе «Сноба» и компании Nikon. Так что, кураторский выбор Георгия Абашвили, руководителя нового фотографического департамента Sample, оказался вполне оправданным. Начав с 12 тыс. рублей, лот вовлек в борьбу почти десяток азартных людей и ушел за рекордную за всю «нефотографическую» историю Sample сумму – 140 тыс. рублей.

Фотолоты в целом покрыли почти треть весеннего каталога, однако интерес покупателей вызвала лишь меньшая их часть. Невзирая на грядущий Мундиаль, публика осталась равнодушной к футбольным полям Карелии, Мурманской области и Краснодарского края, проигнорировала славные, но социально депрессивные грузинские пейзажи, не среагировала на целое озеро кислоты. Тем не менее, фотоотпечатки все же смогли принести аукциону 35 % всей выручки - больше, чем традиционная для Sample графика и коллажи на бумаге.

Чемпионом среди бумажных работ стал гуашевый рисунок Дмитрия Самыгина «Love #1». Распознать вечный мотив в перегнувшихся друг через друга линиях с кругом в центре смогли сразу несколько участников, но до финала дошли только два разнополых игрока. В результате их битвы за «любовь» цена подскочила в 3 раза и составила 24 тысячи рублей. За следующий лот - работу того же автора с тем же мотивом - боролись тоже они. Находясь на разных концах зала, они с удивлением рассматривали друг друга, «Love #2» и аукциониста Владимира Раевского, которому легко удалось удвоить цену лота.


Итоги этих весенних торгов с реализацией 47% и выручкой 670 тыс. рублей выглядят вполне ободряющими. Получается, Sample в этот понедельник показал более 1% объема сделок последнего Vladey и почти такой же процент реализации. Учитывая контент и ценник молодого искусства, а также опеку опытнейшей отечественной галереи, можно поверить, что проект Sample вполне способен освоить выбранную нишу и воспитать своих коллекционеров. Если, конечно, все они привыкнут жить в Зазеркалье.

UPD: по данным организаторов аукциона Sample, проданные лоты были оплачены не все, поэтому выручка аукциона, увы, не превысила 500 тыс. руб.


Фото лотов: каталог Sample

Оксана Царевская для artcultivator.ru и polit.ru


#artcultivator #sample #триумф #аукцион #современноеискусство #contemporaryart #репортажаукцион #зазеркалье #царевская


© 2018 artcultivator

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг